Дракона заключили в кольцо: международный мост через Амур состыкован
Сегодня в Благовещенском районе состоялось поистине историческое событие — стыковка пролетов трансграничного моста, соединяющего Китай и Россию. Строители рассказали, что возводить объект над капризным «черным драконом» — так переводится название Амур с китайского — было непросто. На месте событий побывал корреспондент «Порт Амура».
— Каждый мост имеет свою специфику, зависящую от географии, геологии, топографии и других особенностей, — отметил главный инженер филиала компании «Амур» Николай Рогов. — Что касается этого объекта, то название реки Амур в переводе с китайского означает «черный дракон». Дракон всегда ведет себя непредсказуемо и агрессивно к тем, кто не понимает, с кем имеет дело. И нам приходилось учитывать эти условия. Например, перепады воды — максимальный в период строительства составлял 6 метров. Укротить дракона невозможно, но мы смогли жить с ним в согласии. Объединение двух берегов — это ласковое кольцо дракона, так можно назвать то, что мы сделали.
О том, что Амур вел себя капризно в период возведения моста, рассказал еще один участник стройки. Ведущий инженер ОТ и ПБ АО «УСК Мост» Илья Шарапов пояснил, что пришлось изменить технологию подъема одной из опор.
— Основные проблемы были с шестой опорой в том, что при монтаже шпунтового ограждения грунтовая вода поступала в котлован, несмотря на откачку. Не могли долго с этим справиться. Это повлияло на производственные работы — изменена технология строительства шестой опоры. Она будет возводиться сверху вниз. Такая практика существует. Это сложнее, но технически вполне возможно, — пояснил строитель. — Сейчас мост стоит на временных домкратах. Когда будет достроена шестая опора, его опустят. Основная часть работ конструкции закончена, но нужно еще оборудовать дорожное полотно, подъездные пути, покрасить мост и установить осветительные приборы. Весь мост будет одного цвета, только освещение будет разным: по цветам флагов РФ и КНР.
Но завершающие работы только впереди. Сегодня же случилось главное — две части стали единым целым. Сложный технологический процесс зависел от многих особенностей, в том числе — от погоды.
— Например, если будет сильное солнце, то от нагрева произойдет деформация пролетного строения, оно увеличивается. Основные работы по установке накладок, болтов, элементов стыковочного узла проводились в темное время суток, либо когда разница температур между плоскостями пролетного строения не превышала пяти градусов, — поделился тонкостями Николай Рогов.
Два последних символических болта строители закручивали в присутствии почетных гостей: полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева, министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлова и губернатора Амурской области Василия Орлова.
— Товарооборот между Россией и Китаем в 2018 году составил более 100 миллиарда долларов США. Это большая часть нашей экономики. И для реализации инвестиционных проектов, которых на Дальнем Востоке сегодня более полутора тысяч, важна логистика. Она сокращает расходы и делает проекты рентабельными. Поэтому этот мост — еще одна возможность для развития экономики нашей страны, — подчеркнул Юрий Трутнев и добавил, что Россию и Китай связывают длительные дружеские отношения, а развитие экономики только способствует этому.
По словам Александра Козлова, общая стоимость проекта составляет 20 миллиардов рублей. Деньги на строительство были привлечены в рамках концессионного соглашения в китайском банке под 4,9% годовых. Бюджетных средств на строительство этого моста не было предусмотрено.
— Когда в 2016 году мы начинали это строительство, мы опирались на наши компании, которые зарегистрированы в Амурской области: СК «Мост», ЗАО «Асфальт». Они мобилизовали свои участки из Калининграда, Читы. Металл производился на российских заводах. Мост строили всей страной в знак нашей дружбы с Китаем. В пик нагрузки здесь одновременно работали 900 человек, — рассказал министр. — Сейчас, глядя на результат нашего общего труда, я испытываю гордость.
Тот факт, что мост через Амур — потенциальная точка роста для всей области, отметил и глава региона Василий Орлов.
—У нас есть план по развитию предмостовой территории и распространению сюда режима ТОР с соответствующими налоговыми льготами. С помощью моста увеличится экспорт сельхозпродукции в Китай. Также в перспективе направить продукцию газоперерабатывающего завода и строящегося газохимического комплекса. Поэтому мост имеет принципиально важное значение для региона, — прокомментировал губернатор.
Известно, что все работы будут закончены к декабрю 2019 года. Уже весной следующего по мосту должны пойти первые автомобили. После ввода моста в эксплуатацию пассажиропоток составит около 5500 человек в сутки. Согласно техническому заданию по нему каждый день смогут проезжать 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса и 68 легковых автомобилей.
— Мы ставим амбициозные задачи: сделать так, чтобы объединить 2 миллиона пассажиров на этом объекте. Мы хотим активно развивать автотуризм, который в Китае очень популярен. Речь идет о том, чтобы граждане на автомобилях, вмещающих до 8 посадочных мест, могли на личном автомобиле оказаться в соседнем государстве, — рассказала первый замминистра экономического развития и внешних связей Амурской области Екатерина Киреева. — Работа над этим уже ведется, скоро должен состояться обмен нотами по установлению постоянного автомобильного пункта пропуска, где будет заложен принцип, по которому автомобили смогут пересекать границу. Наша цель на ближайшие два года — сотрудничество со всеми госорганами, чтобы обсудить глубину допуска этих машин на сопредельную территорию.
Что касается стоимости, то Екатерина Киреева пояснила, что она будет конкурентоспособной с другими видами транспорта. Предполагается, что за пользование мостом автомобилисты будут платить дважды: при выезде со своего государства и по возвращению назад. Каждая из сторон будет взимать плату один раз.
Напомним, мост будет двухполосным, его длина — 1080 метров. Каждая из сторон построила ровно половину — по 540 метров. Всего же общая протяженность мостового перехода — чуть больше 20 километров.